Творчески развивать тактику хоккея
Мастерство советских хоккеистов не раз получало высокую оценку зарубежных специалистов. С большой похвалой отзывались они об отличной физической подготовленности наших спортсменов и тактическом богатстве их игры.
Что ж, спорить по этому поводу не приходится. Действительно, лучшие наши команды отличает тактическое разнообразие в действиях и отдельных игроков, и звеньев, и пятерок.
Отрадно, что тактика советского хоккея, имеющего довольно короткую историю, достигла высокого уровня. Но это ко многому нас и обязывает. Прежде всего надо учесть, что нашу тактику начали широко использовать иностранные команды, в том числе и ведущие. Значит, нам никак нельзя довольствоваться лишь старым багажом.
Нужны постоянные творческие поиски новых тактических вариантов, чтобы усилить игру наших команд в обороне, а атаки сделать еще более острыми и результативными.
1.
Тема этой статьи возникла не случайно. Дело в том. что за последнее время замечается определенный застой в тактике игры многих команд. Это особенно сказывается в действиях нападающих.
Анализируя игру нападающих во многих командах, нельзя не прийти к выводу, что все они играют, как правило, по одной схеме. Разница заключается лишь в том, что у одних хоккеистов больше мастерства, у других — меньше.
Правда, сказанное не относится к трем ведущим командам страны — ЦСК МО, «Крылья Советов» и «Динамо», у которых есть тактическое своеобразие в действиях отдельных звеньев. Речь идет об остальных коллективах класса «А». Что наблюдается здесь?
Возьмем игру центральных нападающих. Она, в сущности, сводится к прямому копированию игры опытных, сильных хоккеистов Гурышева и Шувалова.
Могут спросить: «Хорошо это или плохо?»
«И плохо и хорошо!» — следует ответить на такой вопрос.
В самом деле, почему бы не использовать ценный опыт и умело, творчески применить его у себя в команде? Но нельзя перенимать чужой опыт механически, без учета реальных возможностей хоккеиста и налаженных взаимосвязей его с другими игроками.
Сильная, результативная игра Гурышева тесно связана с игрой левого крайнего Хлыстова, который умело готовит атаку, приковывая к себе внимание подчас двух соперников и этим создавая условия Гурышеву для завершения атаки. Характерно, что за последнее время даже Сологубов, один из наших лучших защитников, не мог справляться с Хлыстовым и часто проигрывал ему в единоборстве.
Так же, в принципе, взаимодействует тройка Бобров — Шувалов — Бабич. Здесь крайние, индивидуально сильные игроки не нуждаются в очень уж активных действиях своего центрального нападающего. Они сами подготовляют атаку и ее осуществляют. Шувалов выступает лишь в роли завершающего атаку, а также в роли игрока, постоянно и весьма четко выполняющего оборонительные функции.
При таком сочетании игроков, когда ведущая роль в атаке принадлежит крайним нападающим, эта тактика себя, возможно, и оправдывает. В данном случае можно в какой-то мере согласиться с умеренной активностью центрального нападающего в зоне противника. Но очень плохо бывает тогда, когда некоторые наши тренеры не учитывают возможностей своих хоккеистов и бездумно переносят в свой коллектив все, увиденное в других командах.
Вот один пример. В команде «Локомотив» центральный нападающий Якушев по уровню мастерства явно сильнее своих партнеров Чумичева и Михеева. Может ли быть у Якушева такая же роль, как у Шувалова? Конечно, нет. Если его, ведущего хоккеиста команды, поставить в зависимость от партнеров, он, как говорится, будет на «голодном пайке» и не сможет вполне проявить себя, полностью раскрыть свое мастерство.
Мы до сих пор говорили о механическом копировании игры центральных нападающих. Но шаблон и однообразие заметны и в действиях крайних нападающих.
Обычно такой нападающий, овладев шайбой, начинает готовить атаку. Ворвавшись по флангу в зону противника, он далее устремляется вдоль борта за ворота, а оттуда старается точной передачей вывести на завершающий бросок своих партнеров.
Общеизвестный тактический прием! А между тем нашим командам нужна новая, неведомая противнику тактика. Только она может принести убедительный успех.
2.
Конечно, внести что-то новое, свежее в тактическое построение могут в первую очередь творчески мыслящие и действующие игроки, обладающие высоким уровнем мастерства.
Представьте же, что такие игроки, такие нападающие есть в наших командах. Какую бы им поручить роль? Чего нового можно от них ожидать в тактике?
Для примера опять-таки возьмем центральных нападающих. Высокая скорость и маневренность бега, индивидуальное мастерство позволят центральному нападающему усилить активность в средней зоне. А раз так — он станет не только подыгрывать партнерам (крайним нападающим), но часто будет и сам выбирать место с расчетом на самостоятельный проход в зону противника. На рис. 1 показано, как обычно действует центральный нападающий (5). На рис. 2 видно, какими могут быть его действия.
В чем еще будет выражаться усиленная активность центрального нападающего? Прежде всего в непременной поддержке партнера, входящего в зону противника, — независимо от того, ведется ли атака по флангу или по центру. Раньше такая поддержка была эпизодической. Теперь же она должна быть постоянной.
Сильного центрального нападающего в зоне противника уже не может удовлетворить роль игрока, лишь выбирающего место где-то перед воротами для завершающего броска. Такие действия и сейчас часто оказываются бесплодными. Во-первых, соперники хорошо охраняют зону перед воротами, а во-вторых, центральный нападающий противника постоянно и внимательно опекает атакующего игрока. Как же освободиться из-под опеки? Лучше всего — за счет скоростного маневра. Хороший эффект дадут и перемена местами с партнерами, отвлечение противника, временное изменение своей позиции.
Конкретно действия центрального нападающего представляются так. Не владея шайбой, он маневрирует, освобождаясь из-под опеки: смещается на фланги для получения шайбы, делает энергичный рывок к воротам для завершающего броска, уводит «опекуна» в сторону и назад — ближе к синей линии. Тем самым он освобождает тактическое пространство для индивидуальных действий хоккеиста, владеющего шайбой, или для выхода партнеров, в том числе и защитников, которые могут сделать завершающий бросок.
Если же центральный нападающий владеет шайбой, он также проявляет большую активность: смещается с шайбой на фланги, уходит в отдельных случаях за ворота, меняется местами с партнерами, творчески готовя сильную атаку.
3.
Сейчас все более актуальным становится вопрос об усилении маневренности всех хоккеистов, о повышении их активности, об их взаимозаменяемости.
Уже теперь можно заметить более активное участие защитников в атаке. Стало быть, в дальнейшем будет возможна и необходима эпизодическая взаимозаменяемость защитников и нападающих в ходе игры (в частности, центрального нападающего).
Как же действовать в этом случае центральному нападающему? Прежде всего он должен занимать позицию, удаленную от ворот противника. Тут два основных преимущества. Первое,— уходя назад к синей линии, центральный нападающий увлекает за собой игрока противника и тем самым освобождает пространство, куда легче ворваться защитнику или другому партнеру. Второе — когда защитник активно участвует в атаке и движется к воротам противника, центральный нападающий без особого труда занимает его позицию и временно выполняет его роль.
Итак, во всех случаях усиление активности центрального нападающего предполагает временную взаимозаменяемость игроков. Это очень важное положение, применимое к различным игровым ситуациям.
А что делать в случае неудачной атаки? Если центральный нападающий занимает позицию, отдаленную от ворот противника, он всегда сможет быстро вернуться в оборону. А как быть, если центральный нападающий оказался на фланге или за воротами противника? Быстро вернуться в оборону ему не удастся, и за него это непременно обязан сделать ближайший к своим воротам игрок. Но как только позволит игровой эпизод, эти хоккеисты поменяются местами.
Такая гибкая и разнообразная тактика по плечу лишь настоящим мастерам хоккея. Если же ее попытаются применить нападающие с невысоким уровнем мастерства, не сыгравшиеся друг с другом, — это даст самый отрицательный результат.
Представьте себе, что кто-то из нападающих не успел вернуться в оборону и временно выполнить роль центрального нападающего. Тогда защитники окажутся перед лицом превосходящих сил противника. Так недолго и проиграть состязание!
Могут сказать: «Что же вы рекомендуете новые тактические варианты и тут же запугиваете опасностью поражения?»
На это следует ответить: «Всякой тактике, как и каждому овощу, — свое время».
Определенная тактика — не какое-нибудь абстрактное понятие. Она становится реальной только при соответствующем уровне мастерства хоккеистов. Больше того, нужно, чтобы игроки прониклись верой в новую тактику — иначе ее успех невозможен.
Естественно, что в период становления команды и обыгрывания нового тактического построения нельзя усложнять задачу центрального нападающего в такой мере, как рекомендуется выше. Пусть поначалу основой его тактики будет полноценное выполнение своей роли без взаимозаменяемости с партнерами.
4.
Развивая свою тактику, нам следует внимательно изучать опыт международного хоккея.
Возьмем, к примеру, характерные действия американских и канадских защитников в обороне. У них наблюдается постоянное стремление навязать противнику силовое единоборство. Но, не рассчитывая сделать это на большом пространстве, в середине поля или на рубеже своей зоны, где атакующие действуют на высоких скоростях, канадцы и американцы стремятся оттеснить противника в угол площадки. Там атакующий хоккеист, естественно, лишен простора для маневрирования, скорость его бега падает. Вот тут-то и начинается силовая «обработка» нападающего. Его не только прижимают к борту. Защитники обычно стремятся идти на такое столкновение, при котором атакующий лишился бы устойчивости, потерял контроль над шайбой (кроме того, у защитников таится надежда и попугать нападающих таким силовым единоборством). В результате можно увидеть, как нападающий лежит на льду, а защитник овладел шайбой и успешно развивает контратаку.
Мы привели здесь не какой-то редко встречающийся игровой эпизод. Такая тактика во многих иностранных командах, и особенно у канадцев, возведена в правило.
Как же тут быть? Имеются ли другие пути развития атаки, которые лишали бы противника его основного оружия — силового единоборства? Думается, такие пути есть. Прежде всего нашим нападающим надо приучить себя к скоростным, только скоростным, высокоманевренным действиям. И, конечно, не следует попадаться на удочку противника, то есть не поддаваться заманиванию в углы поля.
Особенно это относится к крайним нападающим. Надо изменить тактику игры многих наших крайних нападающих. Входить в зону противника по флангу, а далее стремительно двигаться на ворота, — вот чем должны овладеть наши игроки.
5.
Конечно, рекомендовать легко — значительно сложнее действовать так, как здесь предложено. Но возникающие трудности могут и безусловно должны быть преодолены.
Возьмем такую ситуацию. Противник катится рядом с нападающим и не пускает его к воротам.
Как тут быть?
Без индивидуального мастерства, без умения выполнять отвлекающие приемы, а также творчески выполнять передачи, обводку — делать с таким противником нечего. Таким образом первое, над чем должны работать наши хоккеисты, — упорно повышать индивидуальное мастерство! Но это лишь общее пожелание. Его надо конкретизировать.
Допустим, что нападающий достаточно умело владеет шайбой, уровень его индивидуального мастерства высок. Как тактически зрело поступить в этом случае? Если у нападающего есть возможность прибавить скорость и опередить противника, надо этим воспользоваться так, как показано на рис. 3.
Если же опередить противника не удастся, нападающие должны обыграть его, используя так называемую смену ритма. Что мы имеем в виду? Нападающий, владея шайбой, притормаживает бег. Это не может пройти незамеченным, Если противник быстро среагирует и сам притормозит (или совсем затормозит бег), то нападающий получит возможность тут же сделать ускорение и опередить соперника.
Здесь атакующий игрок всегда в состоянии добиться превосходства, так как ему принадлежит инициатива действия. Надо добавить, что во многих иностранных командах защитники не владеют быстрым стартом и ускорением (к сожалению, го же можно сказать и о многих наших игроках).
Но, допустим, защитник (3) среагировал на действия нападающего (4) с запозданием или почувствовал, что ему готовится какая-то ловушка, и не решился притормозить свой бег. Тогда появляется другая реальная возможность — двигаться непосредственно на ворота.
6.
В практике наших команд должны появиться и другие тактические комбинации, которые позволяли бы более целенаправленно вести атаку ворот с флангов. Следует более широко пользоваться таким, например, приемом: крайний нападающий (4) оставляет шайбу своим партнерам — защитнику (2) или центральному нападающему. На рис. 4 двойными стрелами показаны два варианта дальнейшего развития атаки:
а) когда центральный нападающий (или защитник) сам продвигается в центр и атакует ворота; б) когда они используют точную передачу крайнему нападающему (4), выбирающему место за спиной обороняющихся.
Следует ли понимать наши рассуждения так, что, мол, движение крайних нападающих по борту, а также единоборство их в углах поля должно быть вообще исключено? Разумеется, нет. Если нападающий имеет возможность, ворвавшись в зону противника по флангу, на большой скорости уйти от столкновения с противником и оказаться за воротами, то есть занять позицию, очень и очень заманчивую для создания реальных угроз воротам, — он должен уметь это делать! Хоккеист, умело ориентирующийся, чувствующий «дыхание противника» и его намерения, всегда сможет принять правильное решение.
Нападающие должны помнить золотое правило — избегай силового единоборства, когда ты владеещь. шайбой, и навязывай его, когда шайба у противника и ты должен овладеть , ею.
Многие наши нападающие, особенно лучшие из них, уже начинают приучаться к такой игре. Но они, к сожалению, допускают две ошибки. Первая: отобрав шайбу, нападающие тут же, на месте, стараются обвести противника. А между тем нужно либо оторваться от него, что позволило бы сохранить шайбу, или выполнить передачу, что обычно является неожиданным для противника и дает возможность успешно развить атаку. Вторая ошибка: нападающие пытаются отбирать шайбу клюшкой, избегая «ближнего боя», не используя своей физической силы, в частности, не прижимая противника к борту, хотя это разрешено правилами.
Попутно напрашивается еще одна интересная тактическая идея. Мы хотим сказать: хватит крайним нападающим, владея шайбой, только подготавливать атаку своим партнерам!
Высокое индивидуальное мастерство наших лучших крайних нападающих позволяет стать им грозными атакующими игроками. Так и действуют ведущие хоккеисты страны — Бобров, Крылов, Пантюхов, Черепанов и другие. Эти игроки умело сочетают передачи с индивидуальными проходами к воротам.
Но для того, чтобы крайние нападающие могли двигаться с фланга, из угла поля непосредственно на ворота, надо изменить и позицию центральных нападающих. Выше говорилось об отдаленной от ворот позиции центральных нападающих при изменении тактики крайних нападаюших. Удалиться на эту позицию необходимо — иначе крайний нападающий, владея шайбой и двигаясь на ворота, будет постоянно натыкаться на двух центральных нападающих — своего и чужого, что затруднит непосредственную атаку ворот.
Безусловно, такие атаки ворот крайними нападающими отнюдь не и’-к’чо-чают завершающих бросков издалека или разнообразных, точных передач партнерам. Последние особенно заманчивы, так как хоккеист, угрожая воро-ТЗМ, Йудет приковывать к себе внимание обороняющихся, что позволит другим атакующим игрокам легче освобождаться из-под опеки. Важна поэтому постоянная маневренность всех четырех атакующих хоккеистов, в том числе и защитников, их готовность получить шайбу и атаковать ворота.
7.
До сих пор мы говорили о тактике. Но для достижения результата необходимы не только тактическое разнообразие и разумные действия хоккеистов, но и завершение этих действий — точный неожиданный бросок по воротам. Не раз в спортивной печати отмечалась слабость завершающего броска у значительной части наших игроков. Часто бросок недостаточно точен или выполняется с длительной подготовкой, в нем не хватает силы, что и позволяет противнику отражать атаку. Здесь основная беда — неумение или нежелание игроков настойчиво и постоянно совершенствоваться в бросках на тренировках.
Сейчас в соревнованиях, особенно в международных матчах с сильным противником, не легко забросить шайбу, да еще с дальней дистанции. Приходится, как говорят хоккеисты, добивать шайбу.
Вот на такое умелое добивание шайбы в ворота и следует нацелить наших нападающих. Постоянное стремление игрока выбрать наиболее правильную позицию для получения шайбы и быстрого броска по воротам, движение одного, а то и двух нападающих партнеров на ворота во время завершающего броска — все это должно быть возведено в систему.
8.
В ходе рассуждений о тактике мы не случайно и не раз говорили о волевой подготовке наших спортсменов. Именно в этом залог успеха!
До сих пор многие наши нападающие, зная, что там, у ворот, решается вопрос •— быть или не быть голу, —¦ безучастно чего-то ждут в стороне. Это никуда не годится! Надо, чтобы каждый нападающий был способен лезть в самое «пекло», откуда может быть добыта шайба, хоть это, возможно, будет связано со столкновением и с болевыми ощущениями. Все равно даже в самых острых ситуациях у наших хоккеистов должно хватить смелости и отваги!
Мы подняли ряд вопросов, связанных с развитием тактики игры наших нападающих. Не скрываем, что часть высказанных здесь положений уже проверена практикой, остальные находятся в стадии разрешения. К примеру, так — по-новому — в этом сезоне стремится действовать тройка нападающих команды ЦСК МО (Локтев — Александров— Черепанов). Если то, что изложено в статье, вызовет споры — и это пойдет на пользу нашему хоккею. Не следует забывать, что изменение тактики нападения неизбежно вызовет ответную реакцию — изменение тактики обороны. А это, в конечном итоге, означает, что класс советского хоккея поднимется на более высокую ступень.
А. ТАРАСОВ, заслуженный тренер СССР