» » Заметки о хоккее с мячом

Заметки о хоккее с мячом

Заметки о хоккее с мячом

Есть у нас добрая традиция: перед новыми свершениями, двигаясь вперед, мысленно оглядывать пройденный путь. Подводя итоги, трезво учитывая и хорошее и плохое, мы добиваемся, чтобы в будущем было больше плюсов и меньше минусов. С таких позиций нам хочется в канун нового зимнего сезона поговорить о хоккее с мячом.

87 матчей — таково одно из арифметических выражений чемпионата страны 1959 по хоккею с мячом. Каждая из этих игр была пронизана горячим дыханием самой что ни на есть напряженнейшей борьбы. Да как же иначе! Ведь по суровым законам турнира из 16 команд, стартовавших в этих крупных состязаниях, длившихся четыре месяца, семи грозила опасность оказаться за бортом следующего чемпионата сильнейших. Два этапа состязаний — предварительные игры в четырех групповых турнирах и финальные встречи — были тернистой дорогой испытаний. На первом этапе со всей остротой и жесткостью решался вопрос — будет ли твоя команда в будущем сезоне в почетном ряду сильнейших, на втором этапе определялась судьба золотых медалей. Чтобы в какой-то мере ощутить драматизм этой борьбы, напомним, что даже такая великолепная команда, как СКВО (Свердловск), в начале турнира была, -то называется, «на волосок» от угрозы остаться за чертой финалистов. В двух встречах со своими хабаровскими одноклубниками свердловчане потеряли три очка (поражение и ничья). Правда, в дальнейшем они энергично наверстали упущенное.

Расскажем же о наших лучших хоккейных командах, о том, что радует и — что беспокоит любителей этой зимней спортивной игры.

* * *

Про команду свердловчан говорят так: это дружный ансамбль и в то же юемя каждый участник ансамбля — настоящий солист. В этом коллективе радует игра и нападающих Атаманычева, Эсмицева, Дуракова, Измоденова, и игроков оборонительных линии — Шеховцова, Короткова. Чтобы судить о действительно коэффициенте полезного действия уральцев, достаточно напомнить, что в ходе чемпионата 1959 они забили в ворота соперников наибольшее количество мячей <65), а пропустили наименьшее (14). Для сравнения напомним, что у второго призера —у московских динамовцев— соотношение забитых и пропущенных мячей — 46:21, а у аутсайдера финального турнира алмаатинского СКИФа —15:41.

Уральская команда молода. Средний возраст ее игроков — 24 года, и это сулит коллективу заманчивые перспективы в будущем, в частности в предстоящем сезоне.

Каковы же наиболее характерные особенности игрового почерка чемпионов? Манеру игры уральцев можно охарактеризовать тремя словами: простота, расчетливость, эффективность. Команда ведет игру в быстром темпе, сочетая искусные индивидуальные действия с коллективными. Это результат сыгранности коллектива, четкого взаимодействия игроков всех линий. И еще одно ценное качество команды: умение подчинять все действия главному — завершающему удару. Уральцы нетерпимы к тем игрокам, которые на поле «плетут кружева», любуются сами собой, не принося реальной пользы команде. Когда следишь за выступлениями уральцев, еще и еще раз убеждаешься, что истинная красота игры не в выкрутасах любителей поиграть на публику, а в предельно экономных расчетливых полезных действиях.

Тот, кто побывал на тренировках свердловских хоккеистов, перестает удивляться их успехам. Он начинает понимать, каким упорным вдохновенным
трудом накоплено это спортивное богатство. Уральцы тренируются круглый год. И не только с клюшкой и мячом. Они играют в футбол, баскетбол, гандбол. Играют так, что порой создается впечатление, будто на поле первоклассные футболисты, баскетболисты, гандболисты. Играют в хоккей и летом — на роликовых коньках. В летнюю пору на асфальтовых площадках тренируют удары по воротам, учатся экономно останавливать мяч, добиваются безукоризненной точности передач. Но, пожалуй, самое характерное в учебных занятиях свердловчан — постоянное стремление строить их в форме темпераментных соревнований. Если вырабатывается скорость и выносливость, то обязательно выявляют, кто же в команде лучший спринтер или стайер. Если тренируется удар по воротам, то идет горячая борьба за лавры лучшего снайпера. Так оттачивается мастерство.

Московские динамовцы. Второй призер чемпионата. Такого успеха у динамовцев не было уже давно. Новое пополнение — оно состояло из известных игроков (Е. Папугин, А. Зайцев, А. Сягин, Ю. Афанасьев) и молодых талантливых хоккеистов (Л. Кондратьев и Ю. Парыгин) — помогло команде заиграть по-новому, свежо, талантливо и, главное, опасно для соперников и полезно для коллектива. И все же динамовцы далеко еще не исчерпали своих возможностей. Они могут играть еще лучше. Игроки в команде сильные, но сыграны они слабо. Правда, к концу чемпионата динамовцы взаимодействовали уже гораздо успешнее, а такой, например, игрок, как Папугин, уже не ограничивался ролью солиста, а заявил о себе и как лидер коллектива, организатор атак. Все это напоминает старую истину: мало подобрать в команду хороших игроков, не менее важно создать из них дружный ансамбль. У динамовцев перспективы для этого весьма благоприятны: игроки команды опытны и молоды (средний возраст — немногим более 22 лет). Широкое поле деятельности открывается перед тренером Василием Трофимовым!

Любителей хоккея, конечно, волнует вопрос: сумеют ли спортсмены ЦСК МО в наступающем сезоне возродить свою утраченную славу. Ведь разгромные поражения, понесенные этой некогда сильнейшей командой от уральцев (0:5) и московских динамовцев (2:5), настораживают.

В чем беда этого коллектива?

Команда едет в «золотой карете» прошлого. Нет пока в этом коллективе настоящей заботы о полноценных резервах, не занимаются там воспитанием талантливой молодежи. Ушел из команды Е. Папугин, не смог играть по болезни И. Малахов. Казалось бы, что для полнокровного коллектива уход двух игроков?! Однако достойной замены им не оказалось. И получилось так, что команда выступала фактически без полноценного центрального нападающего. В результате атакующие действия армейских хоккеистов зачастую не только не представляли реальной угрозы для соперников, а, наоборот, использовались противником для эффективных контратак. Ведь не так уж хитро переиграть команду, которая ведет борьбу суматошно, бездумно, второпях. При такой игре соперников легче находить контрмеры, заставать атакующих врасплох.

Сумеют ли хоккеисты «Труда» (Калининград, Московской обл.) так же энергично двигаться вперед в этом сезоне, как и в прошлом? Ведь калининградцы сделали скачок с 12-го места, которое они занимали в чемпионате 1958 г., на четвертое в чемпионате 1959 года.

Команда «Урожай» (Перово) второй год подряд на пятом месте в турнирной таблице. «Урожай» укрепил свой состав опытными игроками (Н. Туркин, В. Зайцев, Г. Екимов), но ему, как и динамовцам, пока не удалось создать в полной мере слаженного ансамбля. Команда играла неровно, по настроению, порой нервозно. Часто подводил команду вратарь Б. Жидовленко.

Вспомним и о так называемой ленинградской метаморфозе. Единственный представитель ленинградского хоккея в классе «А» — команда «Энергия», оказавшаяся в чемпионате 1958 г. на последнем месте, выбыла из рядов сильнейших. Но зато другой ленинградский коллектив (хоккеисты завода «Светлана»), занявший в том же году первое место в классе «Б», получил право оспаривать звание чемпиона страны. Дебют новичка был довольно успешным. Ленинградские хоккеисты заняли первое место в предварительном турнире своей группы и седьмое место в финальных состязаниях.

Теперь о результативности игроков. Лучшим снайпером был свердловчанин Н. Дураков. В ходе чемпионата он забил в ворота соперников 21 мяч. За ним следуют: Е. Папугин («Динамо», Москва) — 20 мячей, А. Константинов («Труд», Калининград) — 14, М. Осинцев (СКВО, Свердловск) и Г. Водянов (ЦСК МО) — по 12, В. Атаманычев, А. Измоденов (оба — СКВО, Свердловск), Е. Флейшер («Светлана», Ленинград), А. Сягин («Динамо», Москва) — по 10, В. Голиков («Урожай», Перово) — 9.

Так выглядит «десятка» сильнейших снайперов. Думается, что в предстоящем хоккейном сезоне йаша спортивная молодежь проявит больше дерзания, чтобы попасть в передовой отряд снайперов.
Разговор о техническом мастерстве хоккеистов — давнишний, но никогда не устаревающий. Ведь технический арсенал команд, стремящихся играть на уровне своего времени, не может заключаться в допотопном оружии, покрытом ржавчиной. В хоккее, как и в других видах спорта, все совершенствуется, приобретает большую «скорострельность». Даже в командах, находящихся в середине и конце таблицы чемпионата, не говоря уже о призерах, весьма заметной стала модернизация технического арсенала.

Прием мяча с лета, удар с лета, искусные финты — все это, характеризующее высокую степень мастерства, прочно входит в обиход многих игроков. Летящий мяч теперь чаще останавливают клюшкой, и это резко сократило число нарушений правил, которые допускались при остановке рукой.

Усиление технического арсенала наших хоккеистов подтвердили и встречи с финскими и шведскими командами. Да, наши спортсмены, превосходя скандинавов в скорости, выносливости, тактическом разнообразии, находятся теперь примерно на таком же техническом уровне, как лучшие зарубежные мастера хоккея.

Но чего же не хватает нашим хоккеистам?

Надо учиться у скандинавских и лучших наших мастеров легкости, мы бы сказали, непринужденной виртуозности владения клюшкой. И не только этому. Надо учиться еще увереннее и свободнее играть мячом на лету, учиться завершать атаки молниеносным ударом, учиться искусству неожиданных, неуловимых для глаза, передач.

Пожалуй, наиболее типичная погрешность техники хоккеистов — большой замах клюшкой. Сколько же возможностей для завершающих удар потеряно из-за такого неэкономного использования приема! Эта погрешность весьма неприятная и ущербная для команды. Пока нападающий замахивается, защитник успевает выбить мяч из-под удара. И надо настойчивее внедрять в практику игры короткий мгновенный (в основном за счет движения ки£тей) удар! Не сигнализировать сопернику своим замахом об атаке, а действовать внезапно, скрытно, динамично!

В лексиконе зрителей хоккейных матчей есть такое слово: «ударник». Так называют хоккеиста, умеющего точно пробить по воротам. Репутацию «ударников» заслуженно приобрели Дураков, Атаманычев, Папугин. Но вот беда, даже эти «ударники» в ходе чемпионата порой не могли реализовать 12-метровый удар, который справедливо приравнивается к верному голу. Что ж тогда говорить о хоккеистах, не имеющих репутации снайперов?! Думается, что хоккейные команды несколько охладели к тренировке 12-метрового удара. И быть может, следовало бы у хоккеистов проводить, по примеру баскетболистов, конкурсы на меткость штрафных ударов.

Но, пожалуй, еще хуже выполняются угловые удары. Игроки после подачи углового зачастую подолгу разыгрывают мяч, медлят с ударом по воротам, позволяя соперникам построить свои «защитные бастионы». И все это происходит потому, что не во всех командах есть игроки, умеющие без ошибки, точно и
сильно, пробить мяч с хода. Особенно это заметно в командах Ленинграда, Алма-Аты, Архангельска, да и в других коллективах.

О технике игры вратарей. На первый взгляд у нас немало хороших вратарей. Это Ю. Шальнов, А. Шаклеин, А. Та-реев, А. Титов и другие. Но все они значительно уступают по мастерству

А. Мельникову. Вторых Мельниковых у нас нет. Такая монополия наводит на грустные размышления. Правда, весьма беден вратарями и скандинавский хоккей. Но это не служит для нас ни утешением, ни оправданием.

Короче говоря, воспитание вратарей высокого класса — одна из самых насущных проблем хоккея. Ведь ошибка игрока — всего-навсего ошибка, а ошибка вратаря — гол. Надо специально готовить вратарей, и заботиться об этом еще в детских командах, где на многие .годы вперед закладываются основы будущих успехов нашего хоккея.

Большинство наших вратарей не умеет взаимодействовать с защитниками, руководить ими, а это снижает эффективность обороны. На наш взгляд, в совершенствовании мастерства вратарей первостепенное значение должна приобрести индивидуальная самостоятельная тренировка. Вратарям надо буквально каждый день, как это делают жонглеры, работать с мячом, приобретая так называемое чувство мяча, развивая глазомер и быстроту реакции.

* * *

По-разному сейчас расставляют в командах игроков: 1+2+4 + 4г .1+2+3 + + 5, 1 +3 + 2 + 5, 1 +3 + 3 + 4, 1 + 4 + 2 + 4.

Может возникнуть мысль, что команды пользуются многообразными системами игры? Это не так.

Игры подавляющего большинства команд, несмотря на различную расстановку, сводятся к двум системам: «пять в нападении, пять в защите» или «четыре в нападении, шесть в защите». Самое же характерное явление в нашем хоккее (в смысле тактического рисунка игры) — значительное усиление атакующей мощи команды. За счет чего? Конечно же, за счет линии полузащиты, а иногда и защиты. Как и в хоккее с шайбой, начинается осуществляться боевой девиз: «все в нападении, все в защите». И, конечно, из-за такой перестройки хоккей с мячом меняет свое лицо. Он становится все более динамичным, требует от хоккеистов подлинного атлетизма и быстрого бега на коньках. Не так-то просто вести стремительные атаки на большом поле и стремительно возвращаться н£ свои оборонительные рубежи. Опоздал— гол! Играть, конечно, в нынешний хоккей труднее, но действовать по старинке уже нельзя.

Мало чего добьется команда, даже весьма опытная и закаленная, если она не в состоянии вести игру на высокой скорости. Держать же постоянно шесть-семь игроков в защите значит заведомо лишить себя всяческой инициативы и обречь на явный неуспех. Три-четыре нападающих ныне погоды уже не сделают, не сумеют взломать оборону противника. Лишенные же маневренности защитники, хоть они и в большем числе, не в состоянии противостоять натиску быстрых атакующих. Показателен пример игроков свердловского СКВО. Превосходя в скорости соперников, уральцы смело, без оглядки и робости, атакуют пятью нападающими с постоянным подключением к ним одного полузащитника А. Вологжаников) и с активной помощью других игроков.

* * *

Борьба за высокое мастерство — это, сазумеется, и борьба за чистоту стиля -‘ры. К сожалению, сорняков на наших :ххейных полях еще немало. И бороться с ними следует непримиримо. За время прошлого чемпионата три случая грубейшего нарушения , за что Умрихин (СКВО, Хабаровск), Панин (ЦСК МО) и Морозов -псковское «Динамо») были удалены на все время игры (!). Немало бы-то временных (на 5 и 10 минут) за меньшие провинности.

* * *

Хоккей с мячом давно уже полюбился нашей молодежи. Широка его география. В него с увлечением играют в Хабаровске и Ульяновске, в Архангельске и Алма-Ате, в Иркутске и Нижнем Тагиле, в Красноярске и Ленинграде, словом по всей стране, где зима достаточно устойчива.


Что необходимо сделать, чтобы помочь любителям хоккея с мячом развивать их любимую игру?

Сложных неразрешимых проблем здесь нет. Не так уж, например, трудно организовать освещение хоккейных полей в вечернее время. А ведь это простое мероприятие значительно расширит круг занимающихся, откроет новые резервы времени для спортивной учебы хоккейных команд, для частых соревнований.

Не трудно и соорудить широкую сеть простейших (уменьшенных размеров) хоккейных полей, особенно на селе, при школах и во дворах жилых домов, проводить там соревнования по упрощенным правилам.

Пора покончить с нехваткой хоккейного инвентаря, за счет увеличения его производства и улучшения качества, особенно клюшек. Имеющиеся в продаже клюшки слишком уж хрупки. Достаточно сказать, что в пяти международных встречах наши хоккеисты поломали 140 клюшек! А ведь играли-то лучшие мастера, которые допускают меньше погрешностей (удары по клюшке противника, о лед).

Следует позаботиться и о производстве мячей такого цвета, чтобы ими можно было играть при электрическом освещении. Нужны и качественные щитки и перчатки для игроков.

Справедливы претензии и к Министерству просвещения РСФСР, которое полностью самоустранилось от юношеского хоккея. Внутришкольные состязания хоккеистов и встречи команд разных школ — большая редкость. А ведь там, где заботятся о юношеском хоккее, подымается во весь рост и большой хоккей. Живым примером может служить команда свердловчан, непрерывно пополняющая свои ряды не за,счет приезжих «звезд», а из юной спортивной поросли, воспитанной здесь же. Такие же команды, как, например, «Шахтер» (Кемерово), «Металлург» (Первоуральск) далеки от юношеского хоккея, не заботятся о молодых резервах, а полагаются в основном на «заморских гостей» — хоккеистов, некогда блиставших, а теперь снизивших свой класс. Вот по-этому-то «Шахтер» и «Металлург» вынуждены довольствоваться в розыгрышах первенства страны незавидной ролью аутсайдеров.

Беспокоит и проблема тренеров. Никто не занимается подготовкой квалифицированных специалистов хоккея. Если провести опрос по хоккейным командам, то окажется что подавляющее большинство тренеров являются специалистами по футболу, а хоккей для них лишь вынужденное совместительство. Ныне, когда значительно возросли требования к спортивному мастерству, такое «смешение жанров» уже не может быть терпимо. Сейчас нужны тренеры, досконально знающие хоккей и отдающие любимому делу все свои силы и энергию. Наши институты физической культуры в большом долгу перед хоккеистами. И им следовало бы всерьез заняться подготовкой высококвалифицированных педагогов из числа лучших игроков.
Наши хоккеисты — чемпионы мира. Мастерство наших хоккеистов получило мировое признание. «Если мы хотим,— писал один из шведских специалистов,— еще надеяться в последующих чемпионатах мира на победу, то нужно учиться у русских».

С нашего хоккея берут пример, у нас учатся. А это значит, что надо все время идти вперед, учиться, совершенствоваться с тем, чтобы всегда быть в авангарде мирового хоккея. И пусть наступающий сезон послужит трамплином для нового взлета мастерства наших хоккеистов.

Г. ЕПИХИН, судья всесоюзной категории

А. ГАЛИЦКИЙ

 

Советский хоккей