» » О недостатках в описании техники бросков шайбы

О недостатках в описании техники бросков шайбы

Каждый спортсмен знает, что рост технического мастерства зависит от того, насколько правильны навыки, приобретенные на первом этапе обучения и тренировки. Именно на этом этапе молодые хоккеисты (а порой и тренеры) часто обращаются к специальной литературе, чтобы найти ответ на интересующие их вопросы техники игры.

Удовлетворяют ли эти запросы спортсменов изданные у нас книги и брошюры? К сожалению, не полностью. Многие, в общем безусловно ценные, пособия не лишены ряда ошибок и неточностей.

Возьмем, к примеру, описание техники выполнения бросков шайб. Из года в год оно совершенствовалось, однако до сих пор в литературе можно встретить рекомендации и формулировки, которые мы считаем ошибочными.
Так, А. В. Тарасов во всех своих работах, опубликованных с 1949 года, описывая начало броска, указывает: «Шайбе придают некоторое вращение за счет движения клюшки на себя» (см., напр., книгу «Хоккей с шайбой», Воениздат, 1950 год, стр. 15).
Та же мысль проводится в пособиях «Спортивные игры», изданных в 1952 и 1955 годах. В последнем пособии сказано: «Вначале, делая незначительное движение клюшкой на себя, игрок придает шайбе некоторое вращение».
В сборнике «Хоккей с шайбой» (издательство «Физкультура и спорт», 1953 год, стр. 15) А. И. Чернышев подчеркивает, что в начале броска «шайба скользит от пятки к концу крюка».

Бросок шайбы слева (выполняет заслуженный мастер спорта Ю. Пантюхов)Бросок шайбы слева (выполняет заслуженный мастер спорта Ю. Пантюхов)

 

Бросок шайбы справа (выполняет заслуженный мастер спорта А. Виноградов).Бросок шайбы справа (выполняет заслуженный мастер спорта А. Виноградов).

Что же дает движение клюшки «на себя» или скольжение шайбы по крюку? Для чего они нужны? Об этом в пособиях и брошюрах ничего не говорится.
А между тем наши наблюдения показали, что если бы игроки выполняли начальную фазу броска так, как это сове-
туют в литературе, движение рук при броске могло бы только усложниться и сам бросок оказался бы менее эффективным.
Мы провели киносъемку бросков шайбы, выполняемых хоккеистами лучших команд страны — ЦСК МО и «Крыльев Советов», причем снимали и сбоку и сверху. Выяснилось, что при любых бросках шайбы (справа и слева, с места и в движении) в начальной фазе нет никакого вращения шайбы или ее передвижения по крюку.
В этом нетрудно убедиться, если посмотреть на кинограммы (броски выполняют заслуженный мастер спорта Виноградов, заслуженный мастер спорта Пантюхов). На обеих кинограммах кадры 1—3 показывают, что при бросках нет никакого преднамеренного движения клюшки «на себя» для придания вращения шайбе. Правда, киносъемка, проведенная сверху, зафиксировала, что крюк и шайба движутся в сторону цели не параллельно движению самого хоккеиста, а под некоторым углом (18—25°). Но это «подтягивание» шайбы к себе происходит, в основном, за счет поворота туловища игрока в сторону цели.

Вопреки указаниям в литературе, шайба в начальной фазе броска не вращается. До момента отрыва от поверхности льда она движется прямолинейно, с равномерным ускорением. И здесь важно подчеркнуть, что в этой фазе скорость движения шайбы зависит от ее исходного положения и силы броска.
Часть хоккеистов, подготовляя шайбу к броску, отводит ее строго в сторону. В этом случае начальная фаза броска удлинена: шайба находится под воздействием клюшки на протяжении 1,24—2,02 метра. Другие игроки отводят шайбу не строго в сторону, а несколько вперед. Тут клюшка воздействует на шайбу лишь на протяжении 0,69—1,00 метра.

Бросок шайбы первым способом требует в начальной фазе больше времени—от 0,217 до 0,620 секунды, вторым способом — всего 0,155—0,248 секунды.

Какие же из этого можно сделать выводы?
Первый способ позволяет придать шайбе большую начальную скорость и произвести бросок с большей силой. Но он требует и больше времени, а это почти исключает элемент неожиданности, очень важный в игре.
Указанные особенности и должен учесть хоккеист, подготовляя шайбу к броску.
Остается уточнить: когда же в действительности начинается вращение шайбы?
Оно происходит не в начальной, а в основной фазе броска, в то время, когда шайба уже оторвалась от поверхности льда и движется в направлении цели, а клюшка продолжает движение вверх и немного в сторону.

При бросках слева кисти рук одновременно поворачивают клюшку по продольной оси (кадр 6). Конец крюка снова энергично обгоняет в своем движении пятку клюшки и как бы «подхлестывает» шайбу, чтобы придать ей дополнительное ускорение. Шайба, прокатываясь по крюку, начинает вращаться вокруг собственной оси. Это вращательное движение повышает устойчивость полета шайбы.

Далее. В литературе по хоккею говорится, что более сильной рукой надо держать клюшку за конец ручки, а более слабой — ближе к середине ручки.
Итак, сильная рука должна быть «верхней», слабая — «нижней»? Это утверждение мы считаем слишком категорическим. Ведь практика показывает, что многие наши ведущие игроки — Трегубов, Сидоренков, Уколов, Копылов (ЦСК МО), Бычков, Митин («Крылья Советов») и другие держат клюшку за верх ручки не сильной, а слабой рукой. Но это отнюдь не мешает им бросать шайбу сильно и точно (и уверенно выполнять все другие приемы).
Мы провели киносъемку выполнения основной фазы броска — от момента отрыва шайбы от льда до момента ее отрыва от крюка клюшки. На пленку были сняты броски большой группы хоккеистов-разрядников и мастеров спорта. Полученный материал привел к интересным выводам.
Оказалось, что те хоккеисты-разрядники, у которых «верхняя» рука слабая, выполняют основную фазу броска за 0,093—0,106 секунды. А более опытные и техничные мастера, но которые держат верх ручки сильной рукой, показали меньшую скорость: на выполнение основной фазы броска они тратили 0,106—0,124 секунды.
На первый взгляд это кажется парадоксом. Но суть дела объяснить не трудно. Посмотрите на кадры 4—6 обеих кинограмм. Здесь видно, что положение «верхней» руки изменяется незначительно, а вот «нижняя» проделывает довольно большой путь. Рука, находящаяся сверху, служит как бы осью вращения, а «нижняя» рука, как мы считаем, выполняет основную работу, чтобы послать шайбу к цели.

По нашим наблюдениям, поворот крюка, то есть «захлест» шайбы при бросках справа, у большинства хоккеистов выражен слабее. Между тем, поворот крюка в сторону цели («захлест») способствует увеличению скорости полета шайбы.
Что же это означает? То, что в учебно-тренировочной работе следует обращать особое внимание хоккеистов на развитие силы и ловкости руки, которая держит клюшку снизу. Это нужно для того, чтобы увеличить силу и точность бросков и ударов.

У большинства игроков правая рука сильнее левой. Поэтому имеющаяся в нашей литературе рекомендация—держать клюшку за верх ручки только сильной рукой — ведет к односторонности боевых действий хоккеистов — почти все броски и удары они выполняют с левой, более удобной для них стороны. Это обедняет тактические возможности команды.

Лучше, чтобы в каждой команде были игроки, не только предпочитающие броски слева, но и такие хоккеисты, которые делают броски и удары справа. Вот почему мы и считаем, что формулировку относительно того, как держать клюшку, надо изменить и уточнить.

П. ШЕЛЕШНЕВ, преподаватель Центрального института физической культуры

 

Советский хоккей