Настойчиво обогащать технический арсенал хоккеистов
Зачастую на хоккейных состязаниях можно услышать такое, несколько противоречивое, высказывание о том или ином хоккеисте: «Хороший игрок, но по технике слабоват».
И действительно, посмотришь на такого хоккеиста и убеждаешься, что это чрезвычайно активный, работоспособный спортсмен. Полезен он команде? Несомненно. Есть у него и быстрота, и сила, и темперамент. Используя на ледяной площадке эти ценные качества, игрок в какой-то мере компенсирует свою слабую техническую подготовленность. Невольно приходит мысль: каким бы в полном смысле хорошим игроком был этот хоккеист, если бы он и его тренер всерьез позаботились о техническом вооружении. Какие бы широкие перспективы открылись перед этим спортсменом! «воюя» на хоккейной площадке уже не столько силой, сколько умением, он стал бы гораздо опаснее для своих соперников и полезнее для команды. Этот игрок уже не тратил бы так много усилий и энергии ра выполнение далеко не сложной боевой задачи. Отточенная техника открыла бы ему наиболее короткий путь к успеху.
Способы ведения шайбы: СССР Чехосло- вакия Швеция Канада
Без отрыва шайбы от крюка (по прямой и по дугам) 54,8 57,6 45,2 56,4
Короткое ведение (не в такт шага) 17,5 30,5 35,4 37,2
Плавное ведение (в такт шага) 27,7 11,9 19,4 6,4
К сожалению, хоккеисты наших команд, в том числе и класса «А», недостаточно настойчиво работают над совершенствованием и пополнением своего технического арсенала. Порой они довольствуются устаревшими и малопродуктивными техническими приемами, не заботясь о том, чтобы взять на свое вооружение то новое, что появилось за последние годы в технике современного хоккея.
В связи с этим представляют несомненный интерес высказывания председателя Всесоюзного тренерского совета по хоккею с шайбой Порфирия Шелешнева по поводу совершенствования техники хоккеистов.
* * *
У кого технический арсенал должен быть богаче и разнообразнее — у хоккейных защитников или нападающих? Допустима ли существенная разница в техническом оснащении игроков линии нападения и линии защиты?
Несколько лет назад эти вопросы могли вызвать горячий спор, и еще неизвестно, какая точка зрения восторжествовала бы. Ныне, когда смотришь игры лучших команд мира, приходишь к бесспорному выводу: защитники и нападающие должны в равной мере обладать полноценным ассортиментом техники во всем ее многообразии. Без этого в современном хоккее мало чего добьешься. Например, в канадских и шведских командах нападающие почти не уступают защитникам в искусстве силовой борьбы, в умении при защите своих ворот ловить шайбу на себя.
Конечно, было бы неправильным ставить знак равенства между игрой защитников и игрой нападающих. У тех и у других свои функции. И вполне понятно, одни технические приемы в большей степени характерны для нападающих, другие — для защитников. Но тем не менее и защитники и нападающие должны владеть всем многообразием технических приемов, ибо одна из ведущих идей современного хоккея такова: пятеро — в нападении, пятеро в защите. Тесное взаимодействие и взаимозаменяемость игроков нападения и защиты — фундамент успеха. Но такая согласованность действий игроков двух линий возможна лишь тогда, когда хоккеисты обладают универсальной технической подготовкой.
К сожалению, в наших хоккейных командах, в том числе и в самых именитых, живут иногда по старинке: защитники в основном накапливают свой сугубо оборонный технический арсенал, нападающие — свой. Это обедняет игру команд, делает ее нередко примитивной, малосодержательной, тактически однообразной. Надо перестраиваться! И чем скорее это будет сделано, тем выше подымется игровая результативность и обороноспособность наших команд.
Любой технический прием можно выполнять различными способами. Если присмотреться к тому, как играют хоккеисты Канады, СССР, Чехословакии и Швеции, то убеждаешься, что каждая команда отдает предпочтение той или иной разновидности одного и того же технического приема. Проследим, например, какие способы ведения шайбы используют хоккеисты этих четырех стран (данные в таблице приведены в процентах от общего числа случаев ведения шайбы игроками команды).
Ведь этот способ дает возможность, сохраняя совсем небольшой контроль за шайбой, набирать значительную скорость.
Приближаясь к сопернику, канадцы, шведы и чехи чаще применяют так называемое короткое ведение шайбы (не в такт шага). Наши же спортсмены в
Какие же способы ведения шайбы и в какой игровой ситуации наиболее рациональны? Двигаясь, например, по дуге или по прямой, когда соперник не оказывает активного сопротивления, хоккеисты различных стран, как правило, применяют ведение шайбы без отрыва ее от крюка. Да это и понятно.
этой же ситуации отдают предпочтение плавному ведению. Что же лучше? На наш взгляд, способ, применяемый канадцами, шведами и чехами, имеет бесспорное преимущество. Короткое ведение шайбы (не в такт шага) позволяет хоккеисту, идущему в атаку, лучше маскировать свои действия. Плавное же ведение, для которого характерны широкие движения клюшкой в такт шага, затрудняет маскировку дальнейших действий. Советские хоккеисты значительно реже, чем их основные соперники, применяют короткое ведение шайбы (не в такт шага). Но вот беда: как только наши игроки переходят на этот способ ведения, немедленно потухает их скорость. У канадцев же она в той же ситуации возрастает. В чем дело? Причина одна: игроки наших команд хуже владеют этим ценнейшим способом ведения. Поэтому они и не добиваются нужного эффекта.
Чтобы вести шайбу короткими толчками, хоккеист должен уметь выполнять движения руками в одном темпе, а ногами— в другом. Такой навык приобретается кропотливой тренировкой, проводимой и непосредственно на льду, и в зале, и на площадке. Что надо делать? Занимаясь на льду, следует многократно повторять короткое ведение шайбы, выполняя движения руками и ногами в разном темпе: руки двигаются быстро, ноги медленно, и наоборот. Хоккеист, научившийся выполнять движения руками и ногами в различном темпе, сможет быстрее усвоить не только короткое ведение, но и другие приемы хоккейной техники.
Передачи шайбы партнеру в основном выполняются четырьмя способами: броском, ударом, подкидкой и движением конька. Какие приемы и в каком объеме используют те же команды для передачи шайбы партнеру?
Приемы передачи СССР Чехосло- вакия Швеция Канада
Броском 44,9 56,3 47,3 50,4
Ударом 44,3 35,0 36,0 33,7
Подкидкой 10,0 9,0 13,0 15,3
Коньком 0,8 0,7 3,2 0,6
Как видно из таблицы, наши хоккеисты, передавая шайбу партнеру, значительно чаще, чем игроки других команд, используют удар. Выполняя передачу шайбы ударом (особенно в одно касание), наши спортсмены получают возможность в полной мере раскрыть свои скоростные качества, поддерживать высокий темп, вести игру коллективно. Но нельзя забывать и о минусах, которые таит такая передача: практика игр показала, что при ударе не всегда достигается точность. Это, конечно, существенный недостаток, но отнюдь не технического приема, а его исполнителя — игрока. При безукоризненном, технически грамотном, выполнении удара будет обеспечена и точность передачи. Все дело в тренировке. Надо больше совершенствоваться в выполнении этого приема, добиваться точности.
Многие зарубежные команды отдают явное предпочтение таким способам передачи шайбы, как бросок и подкидка. Однако при этом замедляется лродвижение игрока вперед. Думается, что наши хоккеисты находятся на более правильном пути, и им не следует в этом отношении ориентироваться на зарубежные команды.
Что дает нам больший эффект при завершении атаки ворот — бросок или удар? Статистика показывает, что в последние годы большинство шайб забито в ворота с так называемого «пятачка» и чаще всего ударом по шайбе с передачи партнера. Замах клюшкой перед ударом — незначительный (это дает выигрыш во времени). Если при штурме ворот с ближних дистанций чаще используется удар, то при атаке с более далеких расстояний предпочтение отдается броску.
В заключение хотелось бы сказать, что в игровой практике редко применяется какой-либо технический прием в так называемом чистом виде. Чаще всего происходит чередование различных способов выполнения приема — один прием как бы дополняет или переходит в другой. Это важное обстоятельство необходимо учитывать в ходе тренировочных занятий, обучая спортсменов всему многообразию хоккейной техники.
К сожалению, необходимость этого явно недооценивается в большинстве наших хоккейных коллективов. Изучение технических приемов зачастую пытаются проводить только во время тренировочной игры в двое ворот. Этого явно недостаточно. Ведь во время игры каждый хоккеист владеет шайбой совсем немного времени — всего в общей сложности одну-полторы минуты. Разве можно за это время приобрести прочный навык в выполнении того или иного технического приема? Конечно, нет. Нужны специальные занятия по хоккейной технике — кропотливые, настойчивые, систематические. Только так можно повысить уровень технического мастерства массы наших хоккеистов.
П. ШЕЛЕШНЕВ, председатель Всесоюзного тренерского совета по хоккею с шайбой