» » О проблемах воспитания молодых хоккеистов

О проблемах воспитания молодых хоккеистов


Мы часто отдавали дань уважения мастерам нашего хоккея — особенно тем, кто высоко пронес спортивное знамя Родины в международных встречах. И это справедливо — звания чемпионов олимпийских игр, мира и Европы добыты высоким мастерством и огромным волевым усилием лучших советских спортсменов. Их спортивный подвиг должен и впредь служить примером всей массе наших хоккеистов, в первую очередь — молодежи.

Однако восхваление нашей славной сборной команды имеет и свою теневую сторону. Упиваясь успехами, мы забываем о серьезных недостатках в развитии хоккея в нашей стране. Главный же « недостаток тот, что и спортивная общественность и некоторые физкультурные руководители по-настоящему не думают о завтрашнем дне, о будущем советского хоккея. А будущее — это молодежь!

На первый взгляд, беспокоиться как-будто не о чем: молодые игроки в классных командах есть. Но нам нужны не просто молодые, а обязательно талантливые, многообещающие хоккеисты. А вот их-то и не видно в рижской «Даугаве», московском «Спартаке» и «буревестнике», горьковском «Торпедо», новосибирском «Динамо», в команде г. Электростали, да и в некоторых других коллективах, выступающих в розыгрыше первенства страны по классу «А».

Возьмем, к примеру, очень популярную среди москвичей хоккейную команду «Спартак». Казалось бы, этот коллектив, опираясь на традиции своих товарищей — футболистов, будет терпеливо растить талантливую молодежь. Но в команде нет таких хоккеистов, которые нужны для грядущих спортивных схваток с сильнейшими зарубежными спортсменами. Добрую половину спартаковского коллектива составляют спортсмены, которые не подошли другим командам. Это «возрастные» игроки (Степанов, Захаров, Нилов, Чепыжев и другие), они в спорте, как говорится, свое дело уже сделали.

Впрочем, нужно ли упрекать один московский «Спартак»? Есть ведь и другие команды класса «А», не воспитавшие за все годы своего существования ни одного хоккеиста для сборной команды страны.

В представлении некоторых физкультурных руководителей успехи наших хоккеистов на международной арене покоятся на прочной основе — массовости.
На самом же деле хоккей с шайбой у нас еще далек от массового развития. Во многих, в том числе и северных, городах, он вовсе не культивируется, а там, где игра завоевала популярность, круг спортсменов, участвующих в соревнованиях, весьма узок (исключение составляют, пожалуй, лишь Москва да Челябинск).

Причин этому — несколько.
До сих пор календари городских соревнований были построены так, что не могли охватить всех желающих играть в хоккей. Поскольку для общего клубного зачета требовалось выставить максимум одну-две детских и юношеских команды, многие десятки юных хоккеистов оставались за бортом соревнований. Крайне слабо прививается игра в школах. Наконец широкое распространение игры тормозится нехваткой хоккейных полей и совершенно недостаточным выпуском инвентаря.
В этом году промышленные предприятия должны выпустить 118,5 тысячи клюшек для хоккея с шайбой, а нужно их 230—240 тысяч штук. Между тем Главкультторг Министерства торговли СССР упрямо считает клюшки «неходовым товаром».
Вот почему мы считаем, что разговоры о мнимой «массовости» хоккея — заблуждение, опасное тем, что ведет к сглаживанию недостатков.

ЕЩЕ РАЗ О СОДРУЖЕСТВЕ ТРЕНЕРОВ
Конечно, несмотря на все препоны, в команды мастеров приходят способные игроки. Но как поставлена учебно-тренировочная и воспитательная работа в этих командах?
Надо сказать со всей откровенностью: за исключением четырех коллективов — «Крыльев Советов», московского «Динамо», ЛДО и ЦСК МО, — остальные команды по-настоящему, так как этого требуют интересы развития отечественного хоккея,— не работают.

Может быть, некоторые тренеры не согласятся с этим, обидятся? Это их дело. Но давайте посмотрим на большую часть наших классных команд, как говорится, со стороны. Каков уровень общей и спортивной культуры хоккеистов? Как они тренируются, как ведут себя на поле, в раздевалке, в быту?
Тренировки, которые сейчас проходят на льду, показывают, что и маститые и молодые игроки не приучены с большим трудолюбием совершенствовать свое мастерство, не имеют навыков самостоятельной тренировки и не стремятся к ней.
Наши тренеры слабо используют опыт ведущих коллективов. Робко, а подчас и без знания дела применяются вспомогательные виды спорта. Не находят широкого применения и каждодневные двухразовые тренировки: оставаясь на старых позициях, тренеры с опаской относятся к повышенным нагрузкам.
Во многих командах тренировки проходят однотипно, хотя уровень мастерства хоккеистов и их запросы различны.

Обычно после короткой разминки и индивидуальной работы с шайбой спортсмены поиграют в квадрате, побросают шайбу по воротам, а затем большую часть занятий отдают двусторонней тренировочной игре.

Даже и в этом скудном наборе упражнений не чувствуется творчества тренера, его желания приблизить тренировки по темпу и характеру к условиям самой игры. Где уж тут говорить об учете индивидуальных особенностей игрока и тех требований, которые предъявляются к спортсмену его ролью в команде. Здесь один рецепт на всех!

Кое-где замечаются, к тому же, случаи панибратства тренеров с игроками. Особенно ярко это выражено в команде «Спартак», где работает А. Сеглин. Неправильные взаимоотношения приводят к упадку дисциплины. Иногда можно увидеть молодого хоккеиста с ухарски зажатой в зубах папиросой, чрезмерно возбужденного под влиянием винных паров. Даже если это и не повседневное явление, оно должно волновать нас, тренеров.
Впрочем, стоит ли винить каждого тренера поодиночке? Ведь мы, тренеры, за последние годы в сущности и не общаемся между собой! До сих пор не введено в практику элементарное, но крайне необходимое мероприятие — ежегодные творческие конференции, на которых каждый тренер мог бы высказать свои сокровенные мысли, подвести итоги проделанному, получить толчок к решению по-новому вопросов физической подготовки, техники и тактики игры.

А ведь что греха таить — есть у нас еще тренеры, много и охотно рассуждающие о проблемах хоккея, но весьма далекие от глубокого понимания существа игры. Часть наших тренерских кадров под предлогом сохранения тактических и технических «секретов» команды замкнулась в своей скорлупе. Но ведь за этими «секретами» часто скрывается отсутствие знаний, нежелание видеть ошибки, допускаемые в собственной работе.

О МОЛОДЕЖНОЙ СБОРНОЙ
Мне, как тренеру молодежной сборной команды страны, хочется поделиться наблюдениями и мыслями о том коллективе, который призван быть первым боевым резервом сборной команды СССР.
Более двух лет существует молодежный коллектив. В минувшем сезоне ему удалось провести немало международных встреч. Все любители хоккея помнят хорошие результаты команды на катках ФРГ и Голландии, удачно проведенную встречу в Москве с командой Чехословакии. Но нельзя забывать и наших проигрышей чехословацким спортсменам и английским профессионалам.
Главная причина этих проигрышей — недостаток опыта и мастерства у многих молодых спортсменов. А ведь в сборную молодежную команду страны должны приходить зрелые игроки. Это особенно необходимо, так как сборная команда может проводить лишь кратковременные учебные сборы. Они не предназначены для того, чтобы преподавать хоккеистам элементарные основы игры. Главная цель таких сборов — повести игроков к
высотам тактического мастерства, добиться сыгранности звеньев, всей пятерки.
Игра в сборной предъявляет высокие требования к спортсмену. Но следует сказать прямо: в составе нашей молодежной команды далеко не все хоккеисты отвечают этим требованиям. Есть среди них и игроки, не в совершенстве владеющие шайбой, не умеющие творчески выполнять игровое задание.
Каким же должен быть молодой хоккеист,—особенно тот, кто достоин занять место в сборной команде страны? Здесь и хочется об этом поговорить.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОККЕИСТ?
Быстрота, маневренность — вот качества, которыми должны обладать не только избранные, но и основная масса советских хоккеистов. Чтобы быть быстрым, надо глубоко понимать технику скоростного бега на коньках, знать, к примеру, от чего зависит быстрота старта — важнейшего элемента хоккейной игры.

Раньше игроки с высокими скоростными данными появлялись у нас, как правило, стихийно, благодаря навыкам, приобретенным на больших ледяных пространствах, во время игры в хоккей с мячом.
Это было закономерно в прошлые годы, когда кадры спортсменов, желавших попробовать силы в хоккее с шайбой, черпались в командах по хоккею с мячом. Ну, а как быть теперь? Думается, что все хоккеисты, в каждой тренировке должны совершенствовать скорость. Часто занятия надо проводить на катках больших размеров. И очень важно, чтобы молодые игроки почаще тренировались в скоростном беге на катках общего пользования.
Последние встречи с канадскими, американскими, шведскими спортсменами заставили нас более серьезно отнестись к развитию у хоккеистов силы и умения применять ее во всем многообразии! Готовить сильных спортсменов — это значит воспитывать их волевыми и бесстрашными, способными в острейшем состязании проявлять стойкость и игровой героизм.

Много пожеланий имеется и в отношении техники.
Не раз говорилось, что на вооружении у хоккеиста должны быть все виды передач (в том числе, выполняемые в одно касание), разнообразные удары, отвлекающие приемы и т. д. Но этого мало! Важно, чтобы наши игроки, выполняя технические приемы, решительно отказались от внешней рисовки, самолюбования, эффектной игры «на публику». Пусть в этом отношении молодежь не перенимает дурные привычки некоторых известных мастеров.
Особенно серьезен вопрос об обводке и отборе шайбы. Советские хоккеисты уступают в этих приемах сильнейшим зарубежным спортсменам, в первую очередь канадцам.

Над чем же конкретно следует работать?
Вся наша молодежь должна овладеть скоростной обводкой с предварительным выполнением отвлекающих приемов — такой обводкой, после которой хоккеист сразу же готов произвести передачу и, что наиболее важно,— завершающий бросок.

Но это вовсе не значит, что передачи — основное средство коллективных действий — должны уступить свое место обводке.
Нужно подчеркнуть, что американские, канадские, чехословацкие и шведские хоккеисты — большие мастера обводки. Против нее единственным контрприемом, единственным средством защиты является отбор шайбы. Но в нашей среде, к сожалению, бытует мнение, будто этот контрприем—оружие только защитников. А нападающие? Мне трудно назвать имена далее трех-четырех молодых игроков, умеющих уверенно отбирать шайбу у соперника, пользуясь силовыми приемами.

А между тем надо учитывать, что в зарубежных хоккейных командах, так же как и у нас, часто делаются попытки атаковать всей пятеркой. Стало быть, надо уметь и обороняться полным составом. Здесь важно не только количественное равенство: против пяти нападающих — пять обороняющихся. Это дело не хитрое! Более существенно качественное превосходство — уметь мастерски отобрать шайбу, а для этого и правильно выбрать место в обороне.
В этой статье нет нужды останавливаться на тактических требованиях к молодым хоккеистам. Главное из них — сочетать личное творчество игрока с участием в коллективных усилиях. Каждый игрок должен самостоятельно мыслить и сознательно выполнять свое игровое задание — но выполнять так, чтобы это шло на пользу команде.

«СЕКРЕТЫ» ВОСПИТАНИЯ
Зарубежные команды во встречах с советскими командами часто применяют тактические «новинки». Однако наши молодые спортсмены или слабо улавливают изменения в тактике, или, даже разобравшись в чем дело, не умеют в ходе состязания быстро перестроиться.
Основная беда здесь — неопытность молодых спортсменов. Но опыт не измеряется только количеством проведенных международных встреч. Нам известно немало примеров, когда хоккеист, не раз игравший во встречах с зарубежными командами, все-таки теряется в сложных игровых ситуациях.

Надо прививать нашей молодежи умение быстро принимать решения, не бояться неожиданностей. Речь, стало быть, идет о правильном воспитании молодых хоккеистов.

Разгадка основного «секрета» воспитания больших мастеров хоккея — в напряженных, глубоко содержательных тренировках.
Что же мы имеем в виду?
С молодыми хоккеистами в летнеосенний период проводят занятия, в которых используются средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, баскетбола и других видов спорта. Надо и эти занятий проводить не стандартно, учитывать индивидуальные склонности игроков. Если люди заинтересованы и увлечены, это поможет им быстрее добиться разносторонней физической подготовленности.

Много у нас говорится о технике, о ее совершенствовании. Но поднять уровень техники можно лишь тогда, когда хоккеисту привита любовь к самостоятельной тренировке, когда он каждый день находит время, чтобы поводить шайбу, побросать ее в цель, разучить новый прием.
Возбудить стремление к самотренировке —значит повысить игровую культуру хоккеиста. Важно, чтобы тренер и здесь помог игроку: вместе с ним составил конкретный индивидуальный план самостоятельных занятий на отдельные периоды и контролировал выполнение.

Наиболее сложна для тренера тактическая подготовка игроков. Дело тут не только в тренировочных упражнениях и теоретических занятиях. Совершенно необходимо развивать любознательность хоккеиста, его желание самому поискать новые формы игры, новые решения тактических задач.

Спортсмен, серьезно относящийся к росту своего мастерства (о таком говорят— «он фанатик»), всегда добьется успехов. Но серьезная тренировка требует твердой воли. А достаточное ли внимание мы, тренеры, уделяем волевой подготовке молодых хоккеистов? Говоря откровенно,— нет.
Сколько можно привести примеров, когда у игрока есть, казалось бы, все: физически он хорошо подготовлен, техника — высока, игру понимает. А настоящий мастер все-таки из него не получается. Почему? Нет боевого задора, твердости характера, стойкости и упорства—короче говоря, слаба воля такого игрока.

Главное в воспитании воли — сила воздействия коллектива: его дружеская поддержка, а когда необходимо — критика, справедливая, острая и прямая.
И еще один враг, на первых порах подчас незаметный, подстерегает наших хоккеистов — успокоенность из-за явной переоценки своего мастерства. Более того, нередки случаи, когда молодые спортсмены, удачно сыграв в одном-двух матчах, начинают требовать какого-то особенного подхода к себе, поблажек, привилегий. Именно так, неправильно, начали вести себя Копылов (ЦСК МО), Пряжников («Крылья Советов»), Никифоров (московское «Динамо»), Мы назвали фамилии игроков ведущих коллективов Там особенно нелепо и смешно зазнаваться молодежи, играющей рядом с опытными мастерами, чемпионами олимпийских игр, мира и Европы. Но еще больше молодых зазнаек в других командах, где не создается обстановка нетерпимости вокруг хоккеистов, «подающих надежды» и на этом основании проявляющих кичливость.
Все это острые вопросы. Упускать их из поля зрения нам, тренерам, никак нельзя.

И, наконец, об использовании опыта старшего поколения. Естественно и правильно то, что молодежь воспитывается на тактическом опыте и традициях ведущих команд. Но здесь нужно предостеречь против бездумного копирования.

В самом деле, тактика — это прежде всего учет мастерства, особенностей характера и других индивидуальных качеств игроков. Далее, тактика — тот компонент хоккея, который наиболее часто подвергается изменениям,— пусть даже не коренным. Тактический план часто зависит от состава звена, пятерки. Поэтому неверно было бы механически заимствовать тактику другой команды.

Поясним сказанное хотя бы одним примером.
В наших командах так уже повелось, что роль центрального нападающего выполняет наиболее хладнокровный, расчетливый, но не особенно быстрый хоккеист. Обычно он не проявляет большой инициативы и строго следует девизу: «Атакуя — помни об обороне!»
В прошлом, на определенном этапе развития хоккея в нашей стране, такая тактика себя оправдывала. Ныне, однако, она сужает возможности команды. У нас уже появились центральные нападающие, способные расширить свои функции, больше дать команде — прежде всего в атаке.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Думается, что в основу работы наших тренеров должно лечь воспитание талантливой молодежи..Деятельность тренеров должна оцениваться не только по результатам команды в соревнованиях, но и по количеству подготовленных классных хоккеистов, мастеров игры. Тренера, воспитавшего игроков для сборной команды страны, Всесоюзный комитет должен, безусловно, отмечать и поощрять. Такое внимание окрылит наши тренерские кадры, побудит их уделять больше сил и времени подготовке одаренных молодых спортсменов.

Первостепенная задача Всесоюзной секции хоккея и спортивной общественности — добиться, чтобы из года в год росло у нас число юношеских команд. Правильно было бы не только увеличить число этих команд в клубном зачете, но и предусматривать, что им дается больше очков за выигрыш в состязаниях. Это тоже заставит тренеров с еще большим усердием заниматься с юными спортсменами.
Участие в международных встречах— важный фактор в подготовке молодых хоккеистов, побуждающий и тренера и
игроков улучшать учебно-тренировочную работу. В хоккее, как и в футболе, назрело время, наряду с играми сборных коллективов, проводить больше международных встреч с участием клубных команд. Это позволит обогатить важным опытом более широкий круг хоккеистов. И еще одно — нужно встречаться с сильными противниками: это поможет яснее увидеть и быстрее устранить наши недостатки.

Разумеется, то, о чем говорится в этой статье, не исчерпывает всех проблем воспитания молодых хоккеистов. Нужен большой, серьезный, откровенный и принципиальный разговор на эту тему. Слово за тренерами, за нашим общественным активом.

А. ТАРАСОВ,
заслуженный тренер СССР

 

Советский хоккей