Хоккеисты летом

Когда растаял лед…

Хоккеисты прекрасно усвоили мудрость поговорки: «Чтобы не потерять зиму, упорно и настойчиво тренируйся летом». Теперь уже стало истиной, не требующей доказательств, что рост мастерства хоккеистов находится в прямой зависимости от того, насколько хорошо ведется их учебно-тренировочная работа летом и осенью. Хоккейные команды, тренируясь в летне-осенний период, смело принимают на свое вооружение гимнастику, легкую атлетику, различные спортивные игры.

Требования, предъявляемые к мастерству хоккеистов, непрерывно растут.
это обязывает с еще большей ответственностью относиться к круглогодичной тренировке, эффективно используя летние и осенние месяцы.

Современный мастер хоккея неприменно должен быть быстрым, способным стремительно маневрировать на поле, обладать великолепной реакцией, дающей возможность непринужденно владеть своим телом, безукоризненно четко выполнять различные движения клюшкой. Но и этого мало. Хоккеист сегодняшнего дня должен обладать точным глазомером, ловкостью и, конечно, незаурядной силой. Все эти качества необходимы ему для быстрого маневренного бега, для выработки незамедлительной реакции, для точного выполнения завершающих бросков, обводки и, разумеется, для ведения силового единоборства. И, наконец, хоккеист обязан быть выносливым; это ценнейшее качество, сочетаемое с быстротой, дает ему возможность уверенно, на подъеме проводить матч от начала до конца.

Появление в наших городах искусственных катков значительно расширило для наших хоккеистов границы периода игр и тренировок, проводимых непосредственно на льду. Наши ведущие команды занимаются теперь на ледяной площадке около 8 месяцев в году. Но ведь чисто хоккейная тренировка не может развить в полной мере качества, необходимые для достижения высокого мастерства. Вывод отсюда может быть один: усилить летнюю и осеннюю тренировку, добиться, чтобы она была максимально эффективной.

Что же нужно делать в этот период?

По-прежнему необходимо включать в каждое занятие такое испытанное средство общей физической подготовки, как гимнастические упражнения. Эти упражнения должны носить особенно интенсивный характер. Выполнять их надо на ходу, во время бега, в прыжках, с отягощением. Полезно, например, упражняться с пружинными гантелями, плечевым эспандером. Смело должны внедряться в тренировку различные акробатические упражнения: стойки, ходьба на руках, прыжки в стойке и с помощью партнера, кульбиты, сальто вперед и назад.

Особое внимание следует уделить совершенствованию стартовой скорости и прыжковым упражнениям. Полезно вводить в каждое занятие старты в беге на 10, 25, 50 и 100 метров из разных исходных положений, с единоборством и преодолением препятствий, с перенесением груза, а также прыжки на одной ноге, с одной ноги на другую, имитацию бега на коньках, прыжки боком, спиной вперед, с ведением мяча, скрестные прыжки и т. д.

Несомненную пользу принесут и упражнения со штангой (вес 20—30 кг). Эти упражнения лучше всего выполнять на ходу, с выпадами, поворотами туловища.

Надо воспитывать у хоккеистов решительность в действиях. Это достигается не только воспитанием воли и приобретением силовых качеств, но и непосредственной выработкой навыка к столкновениям, к сопротивлению наседающему сопернику. Для этого следует применять единоборство, а также борьбу одного против двух (на месте и в движении).

Подробнее хочется сказать о баскетболе, как о ценнейшем подспорье в тренировке хоккеиста. Правда, применять следует несколько иной, модернизированный баскетбол, открывающий широкий простор для силового единоборства.
Тренер в ходе игры может ставить игрокам дополнительные задания и следить за неукоснительным выполнением их. Вот, например, атакующий забросил мяч в кольцо, но бросок не засчитывается. Почему? Да потому, что команда не выполнила задания: совместить бросок с обязательным движением игроков к щиту.

Могут даваться и иные задания.
Например, соблюдать в баскетбольном матче хоккейное правило «вне игры». Площадку для этого делят пополам и очерчивают три зоны, с расчетом, что в зону нападения можно пройти лишь соблюдая правила хоккея.
Другое условие: с мячом нельзя стоять или долго разыгрывать его на одном месте.
Третье: запрещается в своей зоне делать более 2 или 4 передач.
Четвертое: предлагается плотно опекать соперников по всему полю.
Пятое: при броске по корзине все игроки атакующей команды должны находиться в зоне противника, иначе бросок не засчитывается. Может быть поставлено и такое условие: отскочивший от щита мяч засчитывается как попавший в корзину, если в момент, когда мяч ударился о щит, не все обороняющиеся находились на своей половине поля.

Условия игры могут варьироваться. Можно, например, запретить высокие передачи мяча (выше человеческого роста), можно выставлять команды уменьшенного состава (2X2, 3X3, 4X4) или же создавать численный перевес одной из команд, например пять против трех. Полезно иногда вести игру не обыкновенными, а набивными (облегченного типа) мячами или же двумя мячами одновременно.

А. ТАРАСОВ, заслуженный тренер СССР

 

Советский хоккей