» » МЕТОДИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ИГРЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ИГРЫ

Идет хоккейный матч. Непрерывно, то на одном, то на другом участке поля разыгрываются интересные комбинации, неожиданно возникают бурные атаки, вспыхивает острое единоборство.

Стремясь запечатлеть ход борьбы, у бортов хоккейного поля хлопочут фоторепортеры и кинооператоры. Пройдут день-два, и после обработки пленки можно в какой-то степени восстановить ход хоккейного состязания. Хорошо снятый кинофильм безусловно сослужит большую пользу тренерам и спортсменам, поможет им проанализировать свои действия. Полезным будет и отдельный фотоснимок, если на нем отображен яркий, поучительный момент.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ИГРЫ

И все же как бы квалифицированно ни был заснят кинофильм, каким бы выразительным ни был фотоснимок,— они не дадут тренерам и спортсменам обобщенных, суммарных показателей о тех или иных действиях на хоккейном поле, о характере происходившей борьбы. Ведь при демонстрации кинофильма перед вами будут последовательно проходить все игровые эпизоды, подробно восстанавливаться все тонкости борьбы, но каждый раз это будет всего лишь частное действие, происходившее в данный конкретный момент состязания. А для глубокого всестороннего анализа матча важно иметь обобщенные данные, характеризующие действия хоккеистов в процессе вс°й игры, позволяющие вскрыть основные ошибки команды, ее звеньев и игроков. Такие сведения об игре можно получить при помощи хорошо разработанной системы записи игровых действий или, как ее можно назвать, «методической фотографии» матча.

К сожалению, ни в одном хоккейном коллективе, за исключением команды ЦСК МО, такие методические записи игр не. ведутся. В лучшем случае в журнале тренера отмечается, сколько раз во время матча производились замены хоккеистов, при каких игроках на поле забиты или пропущены шайбы, кто и когда удалялся с площадки за нарушение правил. И неудивительно, что большинство тренеров при разборе прошедших состязаний и при установках на предстоящую игру не располагает нужным фактическим материалом для иллюстрации и подкрепления своих выводов. Голословное же утверждение теряет самое главное — убедительность.

Вот почему мне хочется поделиться накопившимся у меня опытом записи игровых действий в хоккее.

В конце прошлого зимнего сезона мне довелось присутствовать на финальной пульке команд класса «Б* в Омске. Команды допускали много технических и особенно тактических ошибок. Для того, чтобы классифицировать эти ошибки, я делал запись наиболее характерных действий хоккеистов. В каждом матче обращалось внимание на пять наиболее существенных и важных моментов в игре: действия, связанные со взятием ворот, действия в обороне, качество передач, зарождение контратак, деятельность вратаря. Разумеется, каждый из этих моментов в свою очередь учитывался по нескольким показателям и расчленялся на отдельные технические и тактические приемы.

Всего в ходе матчей велась запись по 15 конкретным действиям. Какие же суммарные сведения удалось получить в результате такого учета?

Продемонстрирую это на конкретной записи показателей, сделанной на двух матчах, — команды ЛИИЖТ, игравшей с хоккеистами Новосибирска, и команды Казани, выступавшей против спортсменов ЛИИЖТ. Оба этих матча выиграли хоккеисты Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ).

Исследуемые действия команда ЛИИЖТ 1 команда Казани
Возможности для бросков по воротам . . . 145 73
Сделано бросков . . 69 52
Отбито вратарем или защитником . . . 33 33
Попытки добить шайбу в ворота . . . 4 0
Помехи вратарю противника . . . . 4 1
Выход защитника в зону нападения для броска . . 32 20
Передача шайбы нападающими защитникам . . 17 8

Возможности применения силовых приемов . 38 48
Число силовых приемов . 22 20
из них неправильных . 3 б
Опека противника в своей зоне . . 42 37
Ловля обороняющимися шайбы на себя . . . 5 0
Передач шайбы в игре . . . 313 258
Ошибки в передачах Выходы из зоны и зарождение контратаки: . 148 146
правильно . . . . 3 7
неправильно . . . 21
Ошибки вратаря …. . 3 8

Располагая такими статистическими данными, тренер без большого труда найдет уязвимые места в игре своего коллектива. Например, из записи игры команды ЛИИЖТ с хоккеистами Новосибирска видно, что ленинградцы (они имели большое игровое преимущество) 145 раз могли бросить шайбу по воротам. Однако в их действиях отсутствовала достаточная целеустремленность, они увлекались передачами ради передач, теряли шайбу и сделали всего 69 бросков в направлении ворот. Защитники ленинградской команды активно включались в атаки и 32 раза занимали позиции, выгодные для угроз воротам сибиряков. Однако ленинградские нападающие так увлекались, что далеко не всегда замечали открывшихся партнеров-защитников и только 17 раз вовремя посылали им шайбу.

Такие поучительные комментарии в цифровых данных можно составить к каждому показателю. Разве, например, не поучителен для тренера казанской команды тот факт, что игроки его коллектива в матче с ленинградцами 146 передач (из 258) сделали неточно, с ошибками. Следовательно казанских хоккеистов надо учить технике выполнения передач шайбы, добиваться точности паса, воспитывать у игроков чувство ориентировки.

За весь матч ни один из казанцев ни разу не рискнул пойти вперед на добивание шайбы в ворота противника, ни разу не попытался поймать на себя шайбу, направленную соперниками в ворота. О чем это говорит? Да, прежде всего, о недостаточной волевой подготовке хоккеистов, о том, что тренер должен воспитывать у своих питомцев бесстрашие и мужество.

Приведенная таблица включает 15 исследуемых действий двух команд. Однако это вовсе не означает, что наблюдения за игрой должны вестись в объеме только этих показателей. Каждый тренер может подвергнуть исследованию любые игровые действия хоккеистов. Весьма поучительными, например, могут оказаться наблюдения за тем, как хоккеисты выполняют обводку, или за действиями игроков при вбрасывании шайбы. При этом можно вести наблюдения как за всей командой, так и персонально за любым хоккеистом. Это дает возможность увидеть и конкретно изучить ошибки, допускаемые тем или иным игроком, а затем в индивидуальных занятиях постараться устранить обнаруженные недостатки.

Несколько советов по методике самих наблюдений. Самое сложное — это в ходе увлекательных состязаний сосредоточиться только на тех действиях, которые в данном случае должны явиться объектом наблюдений. Вторая особенность состоит в том, что одному наблюдателю может быть поручен только очень узкий круг однотипных действий хоккеистов. Гораздо лучше, когда один учитывает, например, броски, другой — передачи, третий — силовые приемы, и т. п. В качестве наблюдателей, ведущих такие записи, целесообразно использовать неиграющих в данном матче хоккеистов. Они сумеют правильно разобраться в обстановке и сделать нужную отметку в блокноте.

«Методическая фотография» хоккейной игры должна войти в обиход тренера. В сочетании с личным восприятием, просмотром кинофильма и фотоснимков, она будет хорошим подспорьем для того, чтобы квалифицированно анализировать поведение и действия игроков на поле и быстрее обнаруживать и устранять недостатки игры.

Думается, что подобные записи могут быть с пользой применены не только в хоккее, но и во всех остальных спортивных играх.

Юрий БАЖАНОВ,

начальник отдела хоккея Управления спортивных игр Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту

 

Советский хоккей